суббота, 18 декабря 2010 г.

Мой поезд едет в Лиссабон - это бон!

Мой поезд едет в Лиссабон - это бон! Книга эта и*давалась в России в 2008 году.В интернет-магазин*х она неумолимо разошлась.Оцифровать ее не взялись.Сошла и сошла.И очень зря!Удовольствие от ее прочтения я получила неимоверное.Да и ценность ее в плане идей и мыслей достаточно велика.Что может человека, много десятилетий жившего своей обыденной жизнью, заставить выйти из этой колеи и начать искать приключения?Да что угодно!Хотя бы – слово, произнесенное со странным иностранным акцентом.Отсюда мораль: будьте чувствительны к тому, что вас окружает, улавливайте знаки и случайности.И не бойтесь следовать за ними!Может быть, это начало увлекательного пути.

Именно на такой, почти магический путь и встал наш герой.Сначала это было физическое путешествие по Европе (тот самый поезд на Лиссабон!).Потом – путешествие по личной истории персонажа. (Надо заметить, что ему почти 60.Не часто в наше время героями книг становятся люди в возрасте.Это даже не так любимый авторами и богатый на события кризис среднего возраста!Хотя, может, запоздавший?).Так вот, большая часть жизни за плечами.С городами и местами, поездами и самолетами связаны различные воспоминания.Такое невольное ностальгическое путешествие.

Но в какой-то момент личная история заканчивается и начинается – чужая.Которая разматывается как клубок.Выходит, это еще и литературоведческое путешествие!(но совсем не романтическое).Оно начинается с маленькой книжечки, случайно найденной в букинистическом магазине.На чужом незнакомом языке, маленького тиража, странного и*дательства.А закончилось это хождение по путеводной нити в самой западной точке Старого Света, на краю земли.Есть здесь и детективная интрига, и политическо-исторический экскурс, и элементы семейного романа.Искать очевидцев событий, учить их незнакомый язык, задавать вопросы, получать новые зацепки, искать других людей (которые чудом оказываются живы и выказывают дружелюбное расположения!), смотреть на события с разных точек зрения.В итоге – окунуться с головой в жизнь совершенно постороннего человека, почившего 30 лет назад, пережить события его жизни еще раз, в итоге – что-то понять про себя.Вот, что предстоит читателю вслед за пытливой мыслью и сладким слогом Паскаля Мерсье.

Он, к слову, создал не одну книгу.В этом синеньком томе формально одно произведение, а фактически – два.Внутреннюю книгу читает главный герой.Она состоит из не*ольших метафоричный, очень выразительных эссе.Во в время основного повествования герой к этим записям обращается (почти что гадает на этой книге!), размышляет над ними, примеривает на себя.Глубоко же они западают ему в душу!Ведь именно из-за них совершается это странное безвременное путешествие!Два повествования идут параллельно, как бы подпитывая друг друга, относясь при этом к абсолютно разным жанрам.Так что мы с вами получает два в одном.И отдаем низкий поклон мастерству автора!;)

Поэзия.Это отдельная тема в романе.Главные герои обеих сюжетных линий принадлежат к числе тех людей, которые живут в книгах и строчках, живут словами и буквами.Реальность слов для них гораздо ближе и значимее реальности жизни.Как буквы складываются в слова, как семантически переплетаются между собой слова разных языков – еще одна важная идея.Это, похоже, единственная любовь главного героя - любовь к мертвым языкам.Был у меня один знакомый, который считал, что в мертвых языках гораздо больше живого, чем в языках современных.Тут начинаешь думать так же.

К этому всему при*авьте традиционную для современной литературы тему: «Ах, что бы было, если бы я выбрал другой путь?Был бы я тогда собой сейчас?И кем бы я был?» - все эти слезные мучения на поросших мхом ступенях прошлого.Тут мы их получаем дважды – во внешней и во внутренней книгах, иногда путаясь, о ком из персонажей идет речь, настолько они сливаются воедино.

Удивляет, приятно радует и бодрит нецикличная концовка романа.Повествование начинается с некоторого события А.Оно является пусковым моментом сюжетной линии.И всё ждешь, когда же герой к этому событию/персонажу обратиться? Двадцать страниц проходит, тридцать, половина книги.Ну, - думаешь, - умничка! Приберег судьбоносную встречу напоследок.Наверно, этим и закончится.Феерическое завершение будет.Но, нет.Этим не заканчивается.Этого вообще не случается.Может быть, автор забыл про этот свой сюжетный ход, упустил из виду?Нет.Герой мыслями к этому возвращается, но физического шага не делает.Отсюда мораль: за всеми знаками судьбы не угонишься.

Остается надеяться, что автор не упустит свою судьбу – писать замечательные романы.Ждем еще!

В комментариях прошу отдельно ответить, сильно ли я «спойлюрю» или в меру?

Комментариев нет:

Отправить комментарий